Словесные премудрости: Слова-связки

Мы часто публикуем советы по каким-то техническим трудностям профессии технического писателя. Но не стоит забывать о том, что технический писатель – он всё-таки не только технарь, но и писатель. То есть о писательских навыках, грамматике и стилистике тоже нужно помнить. Сегодня Марсия Рифер Джонссон поделится с нами размышлениями о важности плавного повествования.
Что не так с этим отрывком?
Связки делают поток слов плавным. Связки — это слова или фразы, иногда целые абзацы, которые присоединяют одну идею к другой. Обычно (!) связки ставятся в начале предложения или абзаца. Они могут ставиться в середине или в конце. Они направляют своего читателя, раскрывая логику развития мысли. Чрезмерное использование связок может запутать или отвлечь читателей. Избегайте использования связок в каждом предложении. Абзацы – другое дело. Если вы не пишете прямое повествование – это произошло, то случилось – в большинстве абзацев должны быть связки. Думайте о предложениях и абзацах, как частях тела. Они и есть части тела. Телу нужны суставы.
Я бы не сказала, что отрывок плох, но связки не помешали бы. Обратите внимание, насколько плавнее звучит текст.
Связки делают поток слов плавным. Связки — это слова или фразы, иногда целые абзацы, которые присоединяют одну идею к другой. Обычно (!) связки ставятся в начале предложения или абзаца. Хотя они могут ставиться в середине или в конце. Они направляют своего читателя, раскрывая логику развития мысли. Так как чрезмерное использование связок может запутать или отвлечь читателей, избегайте использования связок в каждом предложении. При этом абзацы – другое дело. Если вы не пишете прямое повествование – это произошло, то случилось – в большинстве абзацев должны быть связки. Думайте о предложениях и абзацах, как частях тела, потому что они и есть части тела. А телу нужны суставы.
Частое использование связок сродни использованию локтевых суставов
Подумайте о своем теле. Что если у вас не было бы локтей? Что делает локоть, в конце концов? Он соединяет плечо и предплечье, что позволяет перемещать руку с места на место. Эта важная связка делает возможным движение – движение настолько скоординированное, так отлично подходящее для каждой задачи, что вы даже не заметите его. Вот вы поглаживаете кошку, которая мурлычет у вас на коленях, вот вы чешете ухо. В то время как вы думаете о других вещах, локти делают плавным любое ваше действие.
Добавьте локти в текст.
Другими словами, используйте связки для соединения различных частей текста, помогая читателю двигаться вперёд. Если вы используете связки мудро – естественно, логично, точно – никто не заметит их. Но все оценят.
Как создать связку
Когда вы создаете свои собственные связки, руководствуйтесь логикой и своей обычной манерой говорить. Для малых переходов, небольших движений мысли, вам, возможно, потребуется только одно слово, например, однако. Для больших переходов вам может понадобиться предложение или абзац, который суммирует, где вы были, и поворачивает туда, куда теперь идёте.
Например, в одном месте в «Дьяволе в Белом городе», Эрик Ларсон использует предложение-связку из 47 слов. Ларсону необходимо всё это предложение, чтобы облегчить читателям переход от сцены в Субботнем Клубе к дальнейшему повествованию [Книгу обещают представить русскоязычному читателю в следующем году].
Эрик Ларсон создает длинные мастерские связки, чтобы облегчить читателю переход между частями книги. Вы можете не писать бестселлеров, но если однажды вам придётся менять направление повествования, читатели будут вам благодарны за связки.
Ларсон часто использует поворотное слово другой. Его предложение сгибается, как локтевой сустав.
Сколько других слов и фраз (и снова слово другой) могут авторы использовать как поворотные? Много. Ниже вы найдете выборку, 400 штук плюс-минус. Наречия, союзы, предлоги, местоимения. Я заполняла этот список из различных веб-сайтов и по собственному опыту.
Учитывая все эти переходно-создающие поворотные слова, в том числе учитывая и эти – то почему бы не использовать связки почаще? Используйте их плавно, как используете локти.
Связки. Они создают хорошее тело.
Добавление
снова
также
и
другой
а также
кроме
как
но
одинаково важны
еще более
наконец
первый (второй, третий)
далее
кроме того,
и последнее
наконец
также
кроме того
изначально
более того
следующий
ни
не только
один раз (два, три раза)
другие
аналогично
или
чем
что же
слишком
Причина и следствие
соответственно
в результате
потому
следовательно
по этой причине
учитывая
ввиду
насчет
с
так
таким образом, чтобы
в результате чего
поэтому
таким образом
как результат
Уточнение
другими словами
то есть
для уточнения
для разъяснения
иначе говоря
Сравнение (Сходство)
аналогично
как если бы
тем самым
одинаково
подобным образом
аналогичным образом
тем же образом
так же, как
как
также
аналогично
что же
хотя
в любом случае
по крайней мере
разумеется, что
несмотря
конечно
ещё
чтобы убедиться
в то время как
Заключение
в заключение
наконец
Контраст
ведь
хотя
и еще
другой
в то же время
но
наоборот
хотя
однако
в отличие от этого
несмотря
тем не менее
ни
с одной стороны
напротив
с другой стороны
или
другие
в противном случае
а
в отличие от
в то время как это может быть правдой
ещё
Акцент (усиление)
прежде всего
всеми средствами
конечно
особенно
действительно
на самом деле
нет
конечно
безусловно
повторим
действительно
несомненно
без сомнения
да
Иллюстративные (Примеры)
в качестве иллюстрации
особенно
в том числе
подробно
другими словами
в частности
например
а именно
специально
такие, как
чтобы продемонстрировать
чтобы объяснить
для иллюстрации
Место (пространство)
выше
рядом с
ниже
за
в другом месте
здесь
внутри
неподалеку
соседними
рядом
на
напротив
вне
есть
где
Местоимения, которые явно отсылают к слову, фразе, списку, изображению и т.д.
ее / его / моя / наша / тот / их / это / эти / те / ваш…
он / она / оно / они / мы
Цель
для этой цели
по этой причине
таким образом, чтобы
с этой целью
с учетом этого
поэтому
Характеристика
почти
хотя
всегда
часто
может быть
почти
никогда не
возможно
вероятно
обычно
Итог
в результате
наконец
вкратце
в заключение
короче
в сумме
в резюме
в конце
поэтому
таким образом
обобщая
подводя итоги
в конечном счете
Время
после
после всего
всё время
всегда
другой
как
наконец
в длину
в то же время
до
одновременно
во
ранее
наконец
первый (второй, третий)
следующий
в течение минуты
ранее
как правило
немедленно
в то же время
последний
позже
между тем
никогда не
следующий
сейчас
раз
обычно
редко
иногда
скоро
впоследствии
в тот же час (минуту, день)
затем
на этот раз
начать с
до сих пор
обычно
когда
всякий раз, когда
в то время как
в конечном счете
Источник: Word Wise: Our Transitions, Ourselves
Тэги: качество контента, советы, стиль
- API
- DITA
- Flare
- HTML
- MadCap
- MS Word
- XML
- Алисса Фокс
- Марк Бейкер
- ПроТекст
- Том Джонсон
- анализ
- блоги
- веб-контент
- видеоролики
- единый источник
- изображения
- инструкции
- инструменты
- исследование
- качество контента
- командная работа
- конференции
- локализация/перевод
- минимализм
- навыки
- обучение
- опыт
- организация работы
- продвижение
- профессия
- редактирование
- роли
- советы
- стиль
- структурированное писательство
- теория документирования
- управление контентом
- форматирование
- форматы
- ценность контента
- эджайл
- эффективность
- юмор