Всё для технического документирования
+7 (495) 001-40-42
Разработка технической документации
Курсы для технических писателей
Программное обеспечение

Адвокат пользователя: винить ли автора, если коммуникация не удалась? (часть 2)

14.01.2015

14.01.15Марк Бейкер решил разобраться в одном из важнейших вопросов нашей профессии – что делать, если писатель не может найти общий язык со своим читателем.


Парадокс придания смысла является противовесом проклятью знаний. Если писатель хочет по мере возможного помогать читателю, ему важно преодолеть проклятье знаний. Но преодоление проклятия знаний со стороны писателя не заменит преодоления парадокса придания смысла со стороны читателя.

Реальной проблемой проклятия знаний является не то, что мы забываем, что читатель не имеет информации, которую имеем мы, но то, что мы забываем, что информации самой по себе не всегда достаточно. Когда приходит момент ясности – когда наше мировоззрение сдвигается настолько, что информация становится понятной, – очень легко вообразить, что, просто повторив эту информацию, мы сможем мгновенно передать этот же момент ясности каждому читателю. Мы забываем, как слепо мы спотыкались, пока не вышли на свет.

Или, возможно, мы предполагаем, что слепота и спотыкания – ничего более, как поиск правильного предложения. Но это совсем не так. Это была необходимая подготовка к возможности понять предложение, которое мы уже знали. Предложение, которое оказалось перед нами, когда мы наконец-то увидели свет – не обязательно лучшее предложение. Реальная работа – это многие и многие предложения, зачастую чужие, которые попались нам раньше, которые подготовили наш разум к принятию света.

Источники для придания смысла читателем

Вместо того чтобы нести всю тяжесть коммуникации на своих собственных плечах, мы должны признать, что читатель сам несёт ответственность за свое обучение. Задача писателя в том, чтобы предоставить полезные ресурсы, которые читатель может выбрать и использовать, чтобы преодолеть парадокс придания смысла. Это, безусловно, минималистическое объяснение.

При предоставлении таких ресурсов нужно помнить очень важную вещь: цель читателя – не понять, что вы написали. Единство взглядов – не то, что читатель хочет получить, когда вскрывает техническое руководство. Полное понимание хода мыслей писателя не то, к чему читатель стремится. Скорее, его цель – понять что-то полезное о реальном мире.

Читатель полагается на писателя как репортера, который был там, где сам читатель не был, это опыт о том или ином аспекте реального мира, с которым читатель ищет точки соприкосновения; а не содержание мозга писателя. Он не читает, чтобы понять автора. Он не читает, чтобы понять текст, а тем более запомнить его. Он читает, чтобы понять мир и своё место в нем.

Так как читатель заинтересован в понимании мира, а не руководства, он зачастую пытается собрать доклады различных писателей, чтобы построить собственную картину истинной природы мира.

(продолжение следует)

ИсточникUsers’ Advocate: Blame the Author If Communication Fails?

Тэги: , ,

< Вернуться к списку публикаций

Облако тегов