Всё для технического документирования
+7 (495) 001-40-42
Разработка технической документации
Курсы для технических писателей
Программное обеспечение

Что такое минимализм (часть 2)

27.11.2013

01Во второй части статьи с помощью цитат из книги Джона Кэрролла доказывается необходимость минимализма и невозможность преодоления парадокса придания смысла.


Приспособление к парадоксу придания смысла – это фраза Джона Кэрролла (John Carroll), использованная для описания того, что он или его коллеги узнали путём эксперимента над тем, как люди изучают компьютерные системы. Что мы могли ожидать: люди с наименьшими знаниями системы должны были полагаться на документацию больше всех, для того чтобы она провела их через незнакомые дебри. Новички читают документы; эксперты могут понять всё сами – это классическая модель. Кэрролл же выяснил, что всё с точностью до наоборот: чем меньше люди знают и меньше опыта имеют, тем меньше они читают документацию.

Причина и парадокс состоят в том, что люди подходят к новой системе с существующей ментальной моделью задачи и способа её решения. Документация, описывающая новый инструмент, конфликтует с этой ментальной моделью. Если методика говорит им сделать что-то, что не соответствует их ментальной модели, они верят своей ментальной модели больше, чем методике.

Как Кэрролл определяет это так:

«Люди находятся в мире, более реальном для них, чем серии шагов, мир, который обеспечивает богатый контекст и обычные правила для всего, что они делают. Люди всегда уже пробуют это, думают об этом, пытаются соотносить, что они уже знают об этом, с тем, что произойдёт, отталкиваясь от ошибок. Одним словом, они слишком заняты, чтобы учиться использовать больше инструкций. Это парадокс придания смысла.

Мотивация к осмысленному взаимодействию в ситуации это… корень парадокса изучения: чтобы иметь возможность взаимодействовать осмысленно, человеку необходимо приобрести осмысленные навыки и понимание. Но он может приобрести их только через осмысленное взаимодействие».

Вот что показали эксперименты Кэрролла: систематический подход к инструкциям для общего использования показали себя как очень плохой инструмент для изучения, потому что они активно влияют на попытки пользователей создать осмысленное взаимодействие, из которых они могли бы это изучить. Особенность минимализма заключалась в том, чтобы меньше быть помехой, а обеспечить больше:

«Что важно – так это ключевая идея минимизации объёма материалов инструкции, который мешает изучению и перенаправляет структуру учебного материала с его цели обеспечения направления действий учащегося и достижения им успеха».

Действительно важный момент, который стоит отметить здесь: минимализм – это не метод решения парадокса придания смысла. Кэрролл непоколебим в следующем:

«Не существует простого, всеобъемлющего, логического решения парадокса придания смысла. Несоответствие между личными осмысленными взаимодействиями и руководством по структурированной учебной программе влечёт за собой установление приоритетов ограничений того, на сколько мы можем ускорить обучение.

Пользователи, не меньше чем разработчики инструкций, ищут нюрнбергскую воронку для того, чтобы разрешить парадокс придания смысла. Но нет и не было никогда нюрнбергской воронки. Нельзя вот так просто взять и одним шагом перешагнуть парадокс придания смысла».

Примечание 1: Minimalism Beyond the Nurnberg Funnel («Минимализм за пределами нюрнбергской воронки») – книга Джона Кэрролла, изданная в 1998 году.

Примечание 2: Нюрнбергская воронка – шутливый прибор, используемый для обучения отстающих учеников. Через н. в. в их головы напрямую закачивалась школьная премудрость. Выражение восходит к названию самоучителя «Поэтическая воронка для вливания немецкого стихотворческого и рифмотворческого искусства всего за шесть часов» (1647), написанного нюрнбергским поэтом Георгом Филиппом Харсдёрфером (1607-58).

(продолжение следует)

Источник: What is Minimalism?

Тэги: ,

< Вернуться к списку публикаций

Облако тегов