Всё для технического документирования
+7 (495) 001-40-42
Разработка технической документации
Курсы для технических писателей
Программное обеспечение

Единый источник и дублированный контент (поисковая оптимизация) (Часть 2)

28.11.2014

28.11.4Продолжаем статью Тома Джонсона о том, почему единый источник – не всегда лучшее решение для публикации контента, но почему он при этом ещё долго не потеряет актуальности. Начало статьи тут.


Переход от печатных к веб-моделям

Марк Бейкер расширяет задачи оглавления в комментарии к предыдущему посту. Он призывает нас перейти от печатных к веб-моделям:

Я думаю, одержимость технических коммуникаторов единым источником и повторным использованием – признак того, что они застряли в «бумажном» мышлении. Повторное использование имеет смысл в бумажном мире, потому что человек, читающий одну книгу, должен приложить массу усилий, чтобы обратиться к другой книге – в некоторых случаях это может быть несколько дней или недель усилий и значительных расходов. Лучше тогда повторять материал в каждой книге, где он может потребоваться, чем ссылаться на другую книгу, которую читателю будет трудно искать.

В Интернете, с другой стороны, переход по ссылке происходит мгновенно и ничего не стоит. Гораздо разумнее сделать ссылку на вспомогательный материал, чем использовать его повторно в нескольких местах.

Техническому сообществу нужно меньше беспокоиться о повторном использовании и больше об эффективных ссылках.

Конечно, есть ещё много групп людей, которые должны производить некоторую форму оффлайн медиа-документов, будь то бумажные инструкции или встроенная справка. До тех пор, пока им приходится производить такие медиа, повторное использование будет иметь смысл.

Проблема с текущей практикой и с нынешними инструментами в том, что они оптимизированы для этого вида продукции и по-прежнему создают веб-версию, принимая отдельные документы, созданные по бумажной модели, со всеми их дублируемым (повторно использованным) контентом, и просто преобразовывают их в HTML. (Именно поэтому, как вы наблюдаете, многие из этих инструментов создают не дружелюбные к поиску результаты. Кроме того, такой материал, как правило, не богат ссылками, что делает его ещё менее доступным для поиска.)

Нам нужно новое поколение веб-дружелюбных, заточенных на веб, гипертекстово-ориентированных инструментов, которые также могут выпускать повторное использование для бумажных вариантов, но использовать ссылки, а не повторять веб-версию. Другими словами, они должны быть в состоянии составить целые наборы документации совершенно по-разному как для веб, так и для печати и оффлайн-справки.

Другими словами, оглавление – очень бумажно-ориентированная модель для организации контента. Марк не рекомендует удалять оглавление вообще, просто удалите его как фиксированный элемент на каждой странице.

У вас могут быть страницы, которые перечисляют расположение ссылок, например, как авторы WordPress Codex делают здесь. Но оглавление не проходит по каждой странице, за исключением его высокоуровневой части.

pic1

Вместо оглавления Wikipedia использует модель под названием страницы-порталы, и вы можете увидеть их на примере Древнего Рима. Страница-портал действует как карта к контенту.

pic2

Одна тема может иметь множество различных страниц-порталов, которые показывают различные точки входа в контент. Страницы-порталы могут иметь различные фокусы, основанные на различных бизнес-сценариях.

Вот несколько других минималистических подходов к оглавлению. Вот статья из Google Webmaster Tools, которая показывает минимальное оглавление слева.

pic3

В справочном центре Google гораздо больше материалов. Но они не пытаются запихнуть весь контент в одно большое оглавление. Та же тема может быть связана со страницами Начало работы, Узнайте больше, и Решаем проблемы.

pic4

Справка DataSift дает еще один пример организации с маленьким оглавлением. Только оглавление на странице – список страниц, наиболее связанных с текущей страницей, которую вы просматриваете.

Домашняя страница документации содержит большее разнообразие ссылок. Эти ссылки не ставятся в оглавление на каждой странице.

pic6

Предположим, читатели начинают с поиска, а не оглавления

Многие ли читатели потеряются без фиксированного оглавления на левой стороне каждой страницы, которое направляет и управляет ими с помощью тем? Предположим, что пользователь начинает с поиска и ищет контент, соответствующий определённым ключевым словам. Когда пользователь получает результаты поиска, если есть другие статьи, связанные с существующей статьёй, эти статьи должны быть с ней связаны. Таким образом, читатель осуществляет навигацию двумя основными способами:

  • Результаты поиска
  • Внутренние ссылки в темах

Без сомнения, такая организация требует большей наполняемости страницы, она могла служить по принципу «Каждая страница – это первая страница». Как читатель, вы не хотите прыгать вперёд и назад по страницам портала каждый раз, когда хотите прочитать еще один параграф или список шагов. В этой модели страницы длиннее, более полные, помогающие пользователям достичь своих целей.

Для более подробной информации см. книгу Марка Бейкера «Каждая страница – это первая страница» (Я настоятельно рекомендую эту книгу).

Модель минимального оглавления является наиболее распространённой в архитектуре wiki, таких как сайты MediaWiki. Основным преимуществом является свободный контент из одной фиксированной структуры. Удаление оглавления позволяет создать руководство по нахождению (или страницу-портал, или главное оглавление – называйте, как хотите), что обеспечивает разнообразие прохождения через один и тот же контент. Таким образом, вы можете получить 9 версий руководств, избегая при этом дублирования контента.

Источник: Single sourcing and duplicate content (search engine optimization)

Тэги: , , ,

< Вернуться к списку публикаций

Облако тегов