Что делать со старыми инструкциями? (часть 1)
11.12.2013
Сегодня мы представим вам ответ технического писателя Тома Джонсона на вопрос одного из читателей своего блога.
Привет, Том!
А вы собираете руководства пользователя, листовки, памятки, инструкции и пр., если считаете их неплохим примером, и заимствуете ли оттуда некоторые идеи для вдохновения?
Могли бы вы сказать, что это хорошая тренировка для технического писателя? Как начинающий технический писатель, я считаю, что это действительно помогает, служа источником идей.
Инструкции к электронным гаджетам я храню всегда. Даже если продукта у меня уже нет.
Спасибо
Когда-то я хранил целую коробку инструкций от всевозможных устройств от бытовых приборов до электронного оборудования. То есть от всего, к чему прилагалась инструкция. И я почти никогда ими не пользовался, кроме, разве что, случаев, когда нужно было узнать номер модели, чтобы найти её в интернете. Тем не менее, это не значит, что, читая все эти руководства, вы не сможете почерпнуть что-то ценное.
Вот, например, на прошлой неделе. Один из друзей сказал моей жене, что мы можем пользоваться бесплатными телеканалами, просто подключив HD антенну. Конечно, мы это знали, но в штате Юта, где мы раньше жили, был плохой приём и антенна не работала. Теперь мы в Калифорнии, и моя жена решила купить антенну. Когда я пришёл домой, она протянула мне коробку из онлайн-магазина и спросила, что я выберу – подключить антенну или готовить ужин и мыть посуду.
Подключить антенну казалось несложным делом, поэтому я сел на диван, открыл коробку и оценил масштаб работы. Как и в большинстве сборных устройств в комплекте вместе с инструкцией шёл целый пакет гаек и болтов.
Хотя руководство было достаточно элементарным, я потратил немало времени, пытаясь понять, что такое «резиновый чехол» для «согласующего трансформатора». Что привело меня к пониманию того, что руководства по сборке устройства зачастую дают шанс почувствовать себя не техническим писателем, а обычным пользователем. Несколько раз выругаться на инструкцию, свернуть её, потеребить, как делают дети с домашним заданием, развести руками, потопать. Это шанс побыть «пользователем».
Как пользователь, я всегда предполагаю, что продукт изготовлен где-то в далёкой-далёкой стране, где какого-то бедолагу наняли писать инструкции за два цента в час, возможно даже на печатной машинке. И уж конечно этого не делал кто-то с магистерской степенью, как я, сидя в офисе с Макбуком.
А как пользователю, который ещё вдобавок и технический писатель, мне нравится думать, что у меня есть особое понимание инструкций – понимание, которого у моей жены (а она не технический писатель) нет.
Например, моя жена абсолютно верит в точность руководств. Первым делом она точно следует инструкции, а если что-то не получается, думает, что продукт дефектен или отсутствует какая-то деталь. Её вера в инструкции может посоревноваться с самым набожным прихожанином. Если инструкция неправильная, её мир рушится и низвергается в хаос.
Профессия технического писателя научила меня сомневаться в точности инструкций. Я знаю, что бедняга, который писал это руководство, возможно отошёл от сути, пытаясь понять вещи по-своему. Он мог пропустить пару шагов. И без сомнений, ему пришлось сдавать его в печать ещё до того, как ему удалось проверить и откорректировать информацию. Поэтому я свободно импровизирую и не воспринимаю инструкции слишком серьёзно.
(продолжение следует)
Источник: What to do with old manuals from products you own
Тэги: инструкции, опыт, Том Джонсон, юмор