Всё для технического документирования
+7 (925) 328-76-00
Разработка технической документации
Курсы для технических писателей
Программное обеспечение

Анализ аудитории (часть 1)

23.12.2016

Если вы хотите писать документацию так, чтобы она была понятна вашему читателю, и при этом там не было много лишней информации – начинать планирование необходимо с целевой аудитории. О типах и анализе аудитории, а также об адаптации текста к соответствующей ЦА – в следующих двух статьях.

Подробнее о целевой аудитории и других ключевых понятиях, в которых необходимо разбираться любому техническому писателю – в нашем курсе «Разработка технических текстов и документации». Кстати, с 15 декабря по 15 января мы предоставляем скидку 15% на курс!


Аудитория технического текста — или любого другого, если на то пошло — определяется потенциальным читателем или читателями. Для большинства технических писателей это самый важный вопрос при планировании, написании и рецензировании документа. Вы «адаптируете» свой документ, чтобы удовлетворять потребностям, интересам и бэкграунду будущих читателей вашего документа.

Принцип кажется до смешного простым и очевидным. То же самое, что: «Говори так, чтобы человек перед тобой мог понять, что ты говоришь». Или: «Не говори сложные научные вещи шестилетнему ребёнку». Нужна ли нам в этом помощь? Кажется, что нет. Но на самом деле отсутствие анализа аудитории и адаптации — одна из основных причин большинства проблем, которые возникают с профессиональными техническими документами — особенно с инструкциями, где это проявляется особенно заметно.

Типы аудитории

Одна из первых вещей, которые необходимо сделать при анализе аудитории — это определить тип (или типы — это редко всего лишь один тип). Обычное разделение аудитории на категории следующее:

  • Эксперты. Это люди, которые знают теорию и продукт внутри и снаружи. Они его разработали, они его тестировали, они знают о нём всё. Часто они имеют дополнительные учёные степени и работают в сфере образования или в области исследований и разработок в сферах правительства и бизнеса. Читатель-не специалист вряд ли поймёт, что говорят эти люди, но им это обычно и не нужно. Наиболее частая проблема коммуникаций, встречающаяся у экспертов — общение с техническими специалистами и руководством.
  • Технические специалисты. Это люди, которые создают, запускают, поддерживают и ремонтируют всё, что разрабатывают теоретические эксперты. Они также обладают глубокими техническими знаниями, но больше в практической плоскости.
  • Руководители. Это люди, которые принимают бизнес-, экономические, административные, юридические, правительственные, политические решения по поводу того, над чем работают эксперты и технические специалисты. Если это новый продукт, они решают, производить ли его и выпускать ли на рынок. Если это новая энергетическая технология, они решают, должен ли город её внедрять. Руководители чаще всего обладают небольшими техническими знаниями по предмету на уровне неспециалистов.
  • Неспециалисты. Эти читатели обладают наименьшими техническими знаниями. Их интерес может быть с практической стороны, как у технических специалистов, но в другой плоскости. Они хотят использовать новый продукт для выполнения своих задач; они хотят понять новую энергетическую технологию достаточно для того, чтобы понимать, голосовать за или против неё на предстоящем референдуме. Или им могут быть просто любопытны отдельные технические детали, и они хотят об этом больше узнать — но без специфики, не для практического применения.

Анализ аудитории

Важно определить, к какой из перечисленных четырёх категорий принадлежат потенциальные читатели вашего документа, но это ещё не всё. Аудитории, независимо от категории, должны также быть проанализированы в терминах следующих характеристик:

  • Фоновые знания, опыт, обучение. Один из ваших наиболее важных интересов здесь должен касаться того, сколько в точности знаний, опыта или умений вы можете ожидать от ваших читателей. Если вы ожидаете, что у некоторых из ваших читателей не хватает определённого бэкграунда возместите ли вы его автоматически в своём документе? Рассмотрим пример: представьте, что вы пишете руководство по использованию программного продукта, который работает под управлением Microsoft Windows. Как вы думаете, насколько хорошо ваши читатели знают Windows? Если кто-то наверняка мало знает о Windows, должны ли вы предоставить эту информацию? Если вы скажете, что нет, то подвергнетесь риску, что клиенты разочаруются в продукте. Если скажете «да» добавлению общей информации по Windows, то увеличите объём работы и усилий при работе над документом (и, соответственно, стоимость). Очевидно, нет простого ответа на этот вопрос — часть ответа может быть связана с тем, насколько маленький сегмент аудитории требует общей информации.
  • Потребности и интересы. Чтобы планировать документ, вам необходимо знать, что ваша аудитория ожидает от этого документа. Представьте, как читатели захотят использовать ваш документ; что они потребуют от него. Например, представьте, что пишете руководство о том, как использовать новую микроволновую печь. Что ваши читатели ожидают в нём найти? Представьте, что вы пишете по контракту обзорный отчёт о глобальном потеплении для национальной ассоциации по недвижимости. О чём они хотят прочитать; и, что так же важно, о чём они не хотят читать?
  • Другие демографические характеристики. И, конечно, у ваших читателей существует множество других характеристик, которые могут влиять на то, как вы должны разрабатывать и писать свой документ — например, возрастные группы, тип жилья, район проживания, пол, политические предпочтения и тому подобное.

Анализ аудитории может усложняться по крайней мере двумя факторами: смешанные типы аудитории для одного документа, большие различия внутри одной аудитории и неизвестные аудитории.

Больше одной аудитории. Вы можете обнаружить, что ваш отчёт предназначен больше, чем для одной аудитории. Например, его могут просматривать технари (эксперты и специалисты) и администраторы (руководители). Что делать? Вы можете или писать все разделы таким образом, чтобы аудитории вашего документа смогли их понять (удачи!). Или можете написать каждый раздел точно для каждой аудитории, которая в нём заинтересована, а затем использовать заголовки и вступления к разделам, чтобы предупредить вашу аудиторию о том, куда перейти и на чём остановиться в вашем документе.

Большие различия внутри одной аудитории. Вы должны понимать, что даже если ваша аудитория входит только в одну категорию, могут существовать большие различия в её бэкграунде. Это сложный случай — если вы пишете по нижнему знаменателю читателя, то это приведёт к объёмному скучному документу, похожему на книгу, от которого отвернётся большинство читателей. Но если вы не будете писать для этого нижнего уровня, то потеряете этот сегмент ваших читателей. Что делать? Большинство писателей пишут для большинства писателей и жертвуют меньшинством, которым требуется больше помощи. Другие располагают дополнительную информацию в приложениях или вставляют перекрёстные ссылки на книги для начинающих.

(продолжение следует)

Источник: Online Technical Writing: Audience Analysis

Тэги: , , ,

< Вернуться к списку публикаций

Облако тегов