А вы допускаете эти ошибки? (часть 1)
Мы начинаем цикл статей, посвящённых вопросу возникновения ошибок при работе технического писателя и способах их устранения. Сегодня мы увидим описания четырёх самых распространённых ошибок.
Неопытные технические писатели, как правило, допускают ряд предотвращаемых ошибок, в том числе бездумное повторение за экспертом по предмету (ЭП) и жёсткие перекрёстные ссылки (x-ref). Вот описание ошибок, которых стоит избегать.
Непонимание продукта или приложения
Эта проблема имеет две формы. В первой эксперты по предмету пишут предварительную документацию, а затем писатель её только редактирует (это худший вид писателя и я предполагаю, что, если вы это читаете, то не относитесь к этому типу). Во втором случае писатель сам пишет документ, но при этом дословно цитирует эксперта. Технические писатели могут понять, что именно этим и занимаются, если вдруг обнаружат, что не совсем понимают то, что пишут…
При просмотре документа попробуйте прочитать его с точки зрения пользователя. Представьте себе, что читаете эту статью впервые. Если документ содержит предложения, которые вы не понимаете, то и читатель их не поймёт. Перепишите их.
Повторение за экспертом по предмету.
Во всех профессиях и компаниях есть список терминов, которые имеют смысл только для тех, кто находится внутри компании или профессии. Распространенная ошибка как среди ЭП, так и среди писателей заключается в предположении, что и пользователь поймёт эти термины.
Вот, например, когда-то я работал в одном кабинете с разработчиком программного обеспечения, который следил за тем, чтобы отдельные части приложения корректно работали вместе. Очень часто к нам кто-нибудь заходил и сообщал, что конкретная функция программного обеспечения «включила аварийку». Когда я спросил их, что же значит «включать аварийку», они не смогли подобрать слов, словно я попросил их объяснить мне слово «и». Для них это понятие включало столько значений, что они не смогли передать их все одним определением.
Некоторое время спустя мне в руки попал документ, где я встретил это выражение. Я позвал писателя и спросил, что это значит. Он посмотрел мне в глаза и сказал: «Я не знаю», что дало мне отличный повод сочинить речь «Не надо бездумно повторять за экспертами по предмету»:
Наша работа в качестве технических писателей состоит в том, чтобы переводить сложное и запутанное в то, что может понять каждый. Мы с вами представляем интересы Обычного Пользователя. Если вы чего-то не понимаете, будьте уверены, что и Обычный Пользователь ничего не поймёт. Никогда не повторяйте за ЭП дословно. Всегда требуйте разъяснений.
Я знаю, каково это, стоять перед экспертом и задавать вопросы, которые он явно считает идиотскими, но иногда это единственный способ добыть информацию. Вы должны быть настойчивы. Если вы не можете добыть информацию у ЭП, ищите её другими путями. Идите в библиотеку, ищите в интернете, читайте стандарты. Делайте все, чтобы каждое ваше слово, каждое предложение, каждый параграф были понятны для всех.
Заметьте, моя речь содержит краткое определение технического писательства:
Технические писатели переводят сложное и запутанное в то, что может понять каждый.
И наконец, чтобы понять, что же такое «включить аварийку», перейдите по ссылке. Или, если у вас установлен Google toolbar, впишите в поисковую строку «define:abend».
Работа без плана.
Если вы работаете, не имея плана, вы создаёте лишнюю работу себе и другим. Без плана вы обнаружите, что новую информацию довольно сложно включить в документ по мере развития проекта или при изменении программного обеспечения. Фактически, без плана вы столкнётесь с множеством проблем. План должен включать:
- Список документов или глав, которые нужно написать. Обычно это:
- описание продукта;
- руководство по установке;
- руководство по выбору конфигурации;
- руководство пользователя или системного администратора;
- другое;
- Условные обозначения и названия файлов, которые вы планируете использовать;
- Способ, которым документация попадёт к пользователю:
- печатная копия;
- лазерный диск;
- закачка с сервера;
- встроена в приложение;
- Способ, которым клиент будет обращаться к документации:
- чтение печатной копии;
- веб-страница или CD;
- кнопка помощи в интерфейсе.
Когда вы начнёте понимать продукт или приложение, которое описываете, вам нужен план собственно документации:
- Внешний вид каждого документа в отдельности и в связке с другими документами;
- Контент, одинаковый для всех документов (шаблон);
- Содержание каждого документа и главы;
- Порядок представления информации.
Разнобой в названиях файлов.
Создание единого метода присвоения названий – почти самое важное, что вы можете сделать для других технических писателей в команде и технических писателей, которые заменят вас на этом проекте.
Допустим, документация по сетевому приложению имеет название QDO. Сеть состоит из четырёх узлов с названиями BBB, QETO, IB и PBN, каждый из которых требует описания, руководства по установке, руководства по выбору конфигурации и руководства пользователя. IB и QETO также требуют справочник команд, а PNB имеет графический интерфейс и требует онлайн-справку по 25 пунктам, каждый из которых включает функции Добавить, Изменить, Удалить. Запутались? Если у вас нет единого метода присвоения названий, вы запутаетесь ещё больше.
Ваш метод должен иметь смысл и для вас, и для других. Например, вы решаете присваивать названия, которые включают имя узла, а затем имя документа. Так, название файла с описанием узла BBB будет выглядеть как bbb-опис.doc (или bbb-опис.fm), а руководство по установке для узла IB будет ib_устан.doc (или ib_устан.fm). Возможно, в имя не нужно включать название приложения, так как все файлы, относящиеся к данному приложению, будут храниться в отдельной папке. Если вы создаёте больший документ из нескольких маленьких, убедитесь, что и в названиях маленьких файлов нет разнобоя.
Предупреждение: не используйте «глава 1» (например, bbb_pd_глава1.fm) и т.д., так как порядок глав с развитием проекта изменится, и будут добавляться новые. Лучше используйте слова, обозначающие содержание этих глав, иначе в итоге названия будут выглядеть подобным образом:
bbb_опис_обложка.fm
bbb_опис_титул.fm
bbb_опис_содерж.fm
bbb_опис_вступление.fm
bbb_опис_глава2.fm
bbb_опис_глава3.fm
bbb_опис_глава1.fm
bbb_опис_глоссар.fm
bbb_опис_зад.облож.fm
Источник: Are You Making These Writing Mistakes?
- API
- DITA
- Flare
- HTML
- MadCap
- MS Word
- XML
- Алисса Фокс
- Марк Бейкер
- ПроТекст
- Том Джонсон
- анализ
- блоги
- веб-контент
- видеоролики
- единый источник
- изображения
- инструкции
- инструменты
- исследование
- качество контента
- командная работа
- конференции
- локализация/перевод
- минимализм
- навыки
- обучение
- опыт
- организация работы
- продвижение
- профессия
- редактирование
- роли
- советы
- стиль
- структурированное писательство
- теория документирования
- управление контентом
- форматирование
- форматы
- ценность контента
- эджайл
- эффективность
- юмор